aif.ru counter
Пахотин Юрий 354

Нужно ли «исправлять» народную мудрость? Собиратель сказок - о своем хобби

Александр Миронов: «Нам бы не мешало научиться не только все умом понимать, но и душой чувствовать».

Многие люди словно проснулись - возникла какая-то волна, пока маленькая: они начали читать, думать, у них появляется активная жизненная позиция.
Многие люди словно проснулись - возникла какая-то волна, пока маленькая: они начали читать, думать, у них появляется активная жизненная позиция. © / Мультики студии Союзмультфильм / Кадр youtube.com

Кто-то коллекционирует автомобили, кто-то редкие монеты, марки, открытки. А тюменец Александр Миронов собирает книги сказок. Их у него более трех сотен. Однако если учесть, что их в каждой книге от полусотни до ста то общее количество исчисляется десятками тысяч.

Когда-то, заново открыв для себя глубокий многослойный смысл сказок, он пытается рассказать об этом людям. О том, почему он убежден, что и сейчас, в эпоху всепроникающего интернета, новейших технологий, меняющих мир, обязательно нужно читать народные сказки, чтобы не потерять в погоне за знанием умение чувствовать душой, узнал корреспондент «АиФ-Тюмень».

Что несла бабушке Красная Шапочка?

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Почему вы собираете именно народные сказки?

Александр Миронов: Потому, что они веками передают мудрость народа, ничего не изменяя в угоду моды, эпохи, обстоятельств. Беда в том, что эту мудрость постоянно пытаются «подправить». Я часто спрашиваю мам, какую первую сказку они рассказывают своим детям. Ответ одинаков - три классических сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Но у меня есть 18 версий «Курочки Рябы». Это только те, что напечатаны в книгах. Я уж не говорю, сколько их, написанных непонятно кем, «гуляет» на просторах интернета. Подавляющее большинство людей знают авторскую сказку «Курочка Ряба» писателя и педагога Константина Ушинского, написанную им полтора века назад. Это его версия, в 17 других все иначе. Там курочка не говорит человеческим голосом, нет золотого яичка, его не бьют дед и баба. Нигде не бьют, а у Ушинского бьют. Зачем? И почему тогда они плачут, когда мышка помогла им разбить это золотое яичко? Почему курочка сразу не дает им простое яйцо? Почему не дает второго шанса с золотым? Я сам для себя нашел ответ. Он в настоящей сказке. Дети, которым читают эту авторскую сказку, совсем маленькие, и у них иногда возникают вопросы. Мам я спрашивал - они не задумывались над этими вопросами и не знают, как на них ответить.

Курочка Ряба.
Курочка Ряба. Фото: Кадр youtube.com/ Носики Курносики

- Но почему-то именно эту версию и читают?

- У меня есть личное мнение - эта версия выбрана в революционные годы. Тогда исправляли многие сказки. Возьмем «Красную Шапочку». Мы знаем, что несла она бабушке пирожки и горшочек масла. Почему именно это? Я видел архивные документы, где приказом наркома просвещения Луначарского было предписано заменить два главных элемента, которые несла Красная Шапочка в классическом варианте. А несла она красное вино и хлеб. Как известно, это символизирует в религии кровь и плоть Христа. То есть - это причастие. Но тогда, простите, сказка не сюжетно, а по смыслу поворачивается совершенно в другую сторону. И я хочу, чтобы люди это понимали.

- Но и собиратели народных сказок тоже делали литературную обработку. И что-то переиначивали.

- Известные собиратели: и Братья Гримм в Германии, и Шарль Перро во Франции, и наши российские Даль, Афанасьев, Пушкин, Рыбаков старались все-таки как слышали сказку, так ее и передать. Они понимали ценность той народной мудрости, которая в ней заложена. Поэтому во всех сборниках народных сказок, а у меня есть сказки практически всего Земного шара, даже тех народностей, про которые я раньше и не слышал: дунганские, амхарские, западной Полинезии, горных таджиков, - собиратель дает информацию, в какой местности, когда и с чьих слов он ее записал, дается толкование неизвестных слов и образов.

Коллекция сказок Александра Миронова.
Коллекция сказок Александра Миронова. Фото: Из личного архива/ Александр Миронов

- Вы встречаетесь со студентами, школьниками, взрослыми. Их что интересует?

- Для меня важно не только прочитать сказку, но и понять внутренний ее смысл. Что она несет в себе, что может изменить в человеке. То же самое интересует и всех. Шесть лет назад я случайно, перебирая стопку макулатуры у себя на столе, нашел два листочка, распечатанных на принтере. «Курочка Ряба» в двух вариантах, один из которых - Даля. Думаю, как так, Даль - это же составитель словаря. С этого и начался мой интерес сначала к собирателям сказок, а потом и самим сказкам. Я как будто заново их открыл и понял, что это совсем не детская литература. И сейчас убежден, что ни чужие дяди и тети, ни школа, а родители должны заносить смысл сказок в головы своим детям.

Уроки жизни

- Есть что-то общее в сказках разных народов?

- Безусловно. Мне как-то буквально в течении двух-трех дней попались чукотская, японская, бирманская и русская сказки о неверной жене, как классически они называются. И меня поразило, что там только герои названы по-разному, а сюжеты и смыслы один в один.

- А чем это можно объяснить?

- Я разговаривал со многими учеными, которые серьезно занимаются этой проблематикой, и они считают, что волшебные сказки одинаковы по всему миру потому, что их смыслы заложены несколько тысячелетий назад, в те еще времена, когда народы не были разобщены, и говорили на одном языке. Поэтому в народных сказках нет религии, денег и прочих атрибутов более поздних эпох.

- То есть, еще до появления письменности эти смыслы передавались, как говорится, из уст в уста, из поколения в поколение?

- Да. Причем, передавались слово в слово, без искажений. И за этим строго следил сам народ. Мне рассказывали случаи, когда в Якутии, на Алтае, если сказитель начинал что-то свое присочинять, его могли и поколотить. Там люди считают - если тебе доверили народную мудрость, не имеешь права в нее что-то свое привносить. Иначе это уже не будет народной мудростью. Приведу такой пример. Что сделали старшие сестры Золушки, чтобы втиснуть свою ногу в туфельку. Мы по советскому фильму помним, что Золушка помогла одной из них каким-то чудным образом это сделать. На самом деле у братьев Гримм, и те, кто читал знают об этом, старшая сестра отрезала себе большой палец, а средняя - кусок пятки, мешавшие им надеть туфельку. Но, как мне однажды сказала одна из участниц семинара: « И это я пятилетней внучке должна рассказывать?»

Тюменский собиратель сказок.
Тюменский собиратель сказок. Фото: Из личного архива/ Александр Миронов

- Такая реакция понятна. А вы считаете, что нужно в этом варианте читать?

- Именно в этом. Это урок жизни. Дети не так как взрослые понимают сказки, они интуитивно постигают главный смысл - не ври, за любой обман вселенная тебя накажет!

- То есть, каждый народ таким способом и воспитывает подрастающее поколение?

- Пытается. Но государство в лице цензоров встречало в штыки народные сказки. Четырехтомник русских народных сказок Александр Афанасьев издал в 1863 году. И собирался напечатать сборник «Русские детские сказки» для семейного чтения, включив в него 61 сказку. Однако цензура всеми силами тормозила выход в свет этой книги, и сборник вышел только через семь лет, в 1870 году.

А следующее, второе, издание этих детских сказок увидело свет лишь в 1886 году.

- Вы считаете, что сказки нужно читать не только детям, но и взрослым тоже?

- Особенно взрослым. Для них в основном они и написаны. Например, сказка «Царевна-лягушка». Увел у Ивана-царевича жену Кощей Бессмертный. А почему? Мужик расслабился, женился, все хорошо - есть квартира, машина. Жена вкусно готовит, убирает, стирает. Стал выпивать, внимание жене перестал уделять. Вот и унес ее Кощей. Если ты понял по этой сказке, что сам виноват, докажи, что ты настоящий мужчина, царевич, и у тебя не алкоголь, а царь в голове.

- Вы считаете, что именно так нужно трактовать эту сказку?

- И так тоже можно. Мы уже говорили, что много смыслов в сказке и не все они на поверхности. И человек по мере своего взросления постепенно будет постигать эти уровни.

Дети - наши копии

- Но люди, по-моему, редко так серьезно относятся к сказкам. Не думаю, что кто-то из взрослых будет вчитываться в них, ища смысл?

- К сожалению, это так. А надо бы. Я всегда смотрю, какие книги сегодня в магазинах продают нашим детям. Не так давно беру с полки сказку «Кощей Бессмертный». Я-то знаю настоящую сказку. А здесь читаю - чушь полная. Мало того, что искажен смысл, есть и такие фразы, что оторопь берет. Например, Василиса говорит Булату-молодцу, цитирую: «Возьми ключик, отопри шкафчик, выпей рюмку водочки и ступай с Богом». Это, напомню, детская литература. Мы не всегда контролируем, что читают наши дети - дали сказку, и доверяем ей. Видел я и «исправленную» сказку про Илью Муромца. В ней он победил почему-то монголо-татар, взял с них дань и на эти деньги построил по всему Киеву церкви. Зачем это придумывать? Нет такого в настоящих народных сказках. В них всегда урок. Помним же мы с детства: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». И это правда.

Нет в сказках разборок и ругачек

И главный урок такой - ошибся, обидел кого-то сгоряча, сделал что-то не так - исправляй. Нет в них разборок и ругачек. Там люди слушают друг друга. Там везде царит не столько ум, сколько разум, «утро вечера мудренее», не зря в сказках так часто звучит. И нам бы не мешало научиться не только все умом понимать, но и душой чувствовать. Дети всегда хорошие. Вопрос, кем они станут, когда вырастут. А это полностью зависит от нас, от того, что мы в них закладываем. Какие мама и папа, такой и ребенок. Они - наши копии.

Дети - наши копии.
Дети - наши копии. Фото: pixabay.com

- Вы создали в соцсети группу «Сказки в Тюмени». Те люди, с которыми вы общаетесь и в реальном, и в виртуальном пространстве, разделяют вашу точку зрения на сказки, меняют свое отношение к ним?

- Не знаю, меняют ли они отношение к сказкам, жизни, детям, но им интересна эта тема. Постоянно приглашают меня на семинары, встречи. Они говорят, что им интересны и нужны эти встречи. У меня, знаете, такое впечатление, что многие люди словно проснулись - возникла какая-то волна, пока маленькая: они начали читать, думать, у них появляется активная жизненная позиция.

 

- Соглашусь, что пробудился интерес к чтению книг. А что, на ваш взгляд, подтолкнуло людей - надоел во многом забитый всякой дребеденью интернет, активнее стали пропагандировать чтение школы, вузы, общественные организации?

Мы в 90-е опустились на дно, оттолкнулись от него и сейчас потихоньку поднимаемся

- Думаю, что все вместе. Мы в 90-е опустились на дно, оттолкнулись от него и сейчас потихоньку поднимаемся. Весь вопрос - насколько нам хватит запала. Если наши дети подхватят эту волну и понесут ее дальше - уже хорошо. Если моя дочь сохранит коллекцию, а еще лучше приумножит ее и продолжит мое дело, то оно не умрет. Мы когда-то потеряли институт династий, когда от родителей детям все передавалось: профессиональные навыки, отношение к окружающему миру, жизненные принципы. Об этом тоже есть во всех сказках. И это нужно возвращать.

Досье
Александр Миронов родился в Ишиме. Окончил Тюменский государственный институт искусства и культуры. Кафедра режиссуры и актерского мастерства. Занимается организацией и проведением различных мероприятий. Собирает книги народных сказок. Увлекается изготовлением головоломок, спортом. Воспитывает дочь.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. LychMichail
    |
    15:05
    30.06.2019
    0
    +
    -
    "Сказка настолько богата и разнообразна, что изучать все явление сказки целиком во всем его объеме и у всех народов невозможно". Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как серные пробки в ушах могут испортить долгожданный отпуск?
  2. Средства для загара – масло или солнцезащитный крем?
  3. Аптечка на море – что взять в отпуск? Советы врача
Где вы планируете провести отпуск?