aif.ru counter
Вера Воробьева 456

«Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться?

Причина может быть не только в лени, но и в нейрофизической слабости ребенка

Нельзя перегружать ребенка и секциями
Нельзя перегружать ребенка и секциями © / Станислав Ломакин / АиФ

Помните песенку: «Сережки и Наташки, теперь мы первоклашки...». Все ново, остро, волнительно. Столько надежд, планов. Но зачастую вместо идиллической картинки читающего, ведя пальчиком, грамматику малыша мы получаем бесенка, который в один прекрасный день начинает швырять учебники и вопить: «Не буду учиться! Ненавижу школу!».

А ларчик просто открывался

«Чаще всего конфликты на почве учебы побеждаются достаточно просто: определяем проблему, решаем ее. Все. Тут главное - последовательность и терпение», - уверена наш собеседник, детский и семейный психолог с 20-летним стажем, нейропсихолог, перинатальный психолог Галина Губайдуллина.

Первое, что стоит сделать родителям, - обратить внимание на самих себя. Часто ли мы хвалим ребенка за успехи (пусть написал, как курица лапой, зато вот эти три буквы действительно хороши!) или только и делаем, что «тюкаем»? Отставить критику в непомерных, не перевариваемых для маленького человечка дозах! Она убивает мотивацию, а мотивация формируется только на успешном опыте. Вот и надо помочь ребенку этот опыт обрести.

Также часто ключ кроется в учителе. Не родители, а педагог может «перегибать палку», быть слишком требовательным, не хвалить за успехи. Что делать? Договариваться с учителем. Сотрудничать. Менять, в конце концов!

Причина нежелания учиться может быть и в конфликтах в классе, невозможность наладить контакт с ребятами.

- Здесь необходим комплексный подход: указываем на проблему учителю, просим помочь определить, в чем суть. Может быть, первоклашка связался с драчуном? А может быть, он просто слишком застенчив? Помочь ребенку стать увереннее, научить постоять за себя - задача родителей. Им вместе необходимо работать над коммуникативными возможностями, эмоциональным интеллектом, тренировать малыша, как быть в конкретных ситуациях. Здесь очень подходит метод сказкотерапии, - рассказывает специалист.

Нередко дети комплексуют и уходят в «глухую оборону», когда испытывают стресс и у них нет сил в связи с обстановкой дома. Здесь выход только один - установка ровной и спокойной, доброжелательной атмосферы в семье. Только вы можете создать ребенку нормальные условия для развития. Это ваша, родительская обязанность.

Нельзя перегружать ребенка и секциями. Для первоклашки находиться в школе, сидеть на уроках - уже нагрузка. Может быть, стоит дать детенышу побездельничать после школы, поиграть, погулять, поваляться, в конце концов, а не волочить его угрюмо на очередной кружок? Да, развитие и дополнительные занятия, особенно спорт, - это важно и нужно. Но зачастую родители, мечтая вырастить играющую на арфе и говорящую по-китайски звезду хоккея, попросту не понимают, что их ребенок перегружен.

Эта ужасная «домашка»

Отдельный разговор, когда речь идет о первоклашках, - домашние задания. Вот тут уж деть имеет право бунтовать. Причем законное! Ведь задавать на дом первоклассникам запрещено нормами системы образования РФ.

- «Домашка» в первом классе не только незаконна, но и категорически противопоказана, поскольку у детей пока еще происходит психологическая адаптация, у них только формируется отношение к школе. Кроме того, в первом классе дети еще слишком ранимые и нежные, для них находиться в классе - уже колоссальная нагрузка, которую непросто выдерживать. А уж и дома корпеть над тетрадками - перебор, - говорит Галина Губайдуллина. - Если педагог настаивает, продолжает задавать, поговорите с ним, пусть прекращает. Зачем учителя задают? А затем, что хотят видеть себя на вершине педагогического Олимпа, а ваши дети - это их средство. Получается, ребятишки становятся жертвами учительских гонок, их амбиций. Определитесь, за кого вы? Не сомневаюсь, что за своего ребенка! Настаивайте на том, что домашняя работа должна быть отменена.

Когда нужен профессиональный подход

Но бывает и по-другому. Бывает, что ребенок просто слаб нейрофизически. Ему реально тяжело учиться, прилагать усилия; он слишком чувствителен, быстро устает, есть проблемы с вниманием. Очевидные звоночки: ребенок плохо читает, нет прогресса (это может быть дислексией; дети с дислексией могут в 4 года начать читать, и к 1 классу осиливать всего 15 слов в минуту), или он совершает море ошибок в простейших словах при письме (а это уже дисграфия).

Тревожно, что таких детей с каждым годом становится все больше, отмечает специалист. Раньше, когда детей с подобными нарушениями были единицы, когда было меньше проблем с учебой и поведением, это считалось сугубо педагогическим вопросом. А теперь традиционный педагогический подход часто бессилен - дети «зависают» между неврологом и педагогом: с точки зрения невролога ребенок здоров, а педагог не может найти к нему подхода.

Таких детей надо смотреть индивидуально у нейропсихолога и невролога (особенно если есть органические патологии ЦНС, родовые травмы и вообще претензии со стороны невролога в анамнезе). Вероятно, у них неслаженно работают мозговые структуры: сам процесс чтения или письма вызывает затруднения, потому что недостаточно развиты функции мозга, отвечающие за это. Нейропсихолог поможет развить мозговые функции -то, что недозрело и дефицитарно, найдет причину неуспеха и откорректирует ее.

А ведь проблемы вскрываются гораздо раньше, чем нам кажется: «Всего 20-30 лет назад была норма, что дети к школе чисто говорят. А сегодня многие выпускники садика все «просвистывают», - отмечает Галина Губайдуллина. - И если раньше практически 100% детей заговаривали к полутора годам, то сейчас двухлетки сплошь молчат».

Почему число детей с нарушениями функций мозга так быстро растет? Да потому что популяция наша слабеет. Экология, лекарства, родовспоможение, стресс, питание - слишком во многом мы живем не по своей природе, и мозг наш теперь развивается не так, как должен развиваться и формироваться, уверена специалист.

И снова про гаджеты!

Как говорится, уж сколько раз твердили миру... Галина Губайдуллина признается, что говорить о вреде гаджетов может часами, поскольку тема - архиважная, проблема - огромная, ее последствия действительно плачевны.

При чем здесь учеба, спросите вы. Дело в том, что гаджеты искажают развитие мозга. Это доказано. Если ребенок часто «зависает» за планшетами, компьютерными игрушками и телефонными развлекалками, мозг формируется, ориентируясь на виртуальную реальность. То есть зоны в мозге, которые соединяют в себе сигнал от разных каналов чувств - зрения, мышц, слуха, - формируются искаженно.

Например, чтобы прыгнуть с большой высоты, герою компьютерной игры (с которым ассоциирует себя ребенок) нужно оценить расстояние. А оно нереальное. Удар от приземления – нереальный (тело его не чувствует). Мышечные усилия, которые нужно применить для такого действия, не соответствуют прыжку в реальности: одно дело действительно прыгнуть, другое - просто напрячь отдельные мышцы руки. Мозгом это фиксируется как опыт настоящего прыжка, но в реальности это абсолютно другой опыт.

Важно и то, что во время игр тело ребенка остается неподвижно, статично, а зрительная и психическая нагрузки огромны. Позже неизбежно последуют бурное отреагирование, растормоз, гнев, капризы, ведь накопленное напряжение не может оставаться в теле.

Кроме того, из-за чрезмерного увлечения гаджетами у ребенка ограничивается опыт, искажается представление о мире. Пространственный фактор, который лежит в основе познания по природному плану, остается несформированным. В результате межполушарные связи остаются несформированными, а они-то и лежат в основе всех интеллектуальных процессов. Для их формирования нужно реальное пространство - двор, улица, город. И реальные, живые компаньоны - такие же мальчишки и девчонки.

Все это в конечном счете влияет на умственные способности, а также на способность адаптироваться как в социуме, так и эмоционально.

«Пора писать программу спасения нации, - вздыхает Галина. - Выкинуть все гаджеты, до школы особенно, собирать детей, на автобусах привозить на площадки и играть, играть, играть! Понимаете, ребенок, сидящий целыми днями за компьютером, может быть умным, но очень узконаправленным, неадаптивным и нездоровым, слабым эмоционально. Мой вам совет: больше спорта, больше воздуха. Больше игр и настоящих - шумных, веселых, спорящих, хохочущих - ребятишек в компанию!».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как отдыхаем в День России 12 июня 2019?
  2. Какие тарифы за мусор установлены в Тюменской области?
  3. Как перевести жилой дом в садовый?
Где вы планируете провести отпуск?