aif.ru counter
Пахотин Юрий 158

«Ученика могли отправить в карцер». Историк - о школе эпохи царизма

Какую схему можно взять в качестве модели для развития образования в России – западную или старую российскую.

Классная комната в гимназии. Тюмень. 1889 год.
Классная комната в гимназии. Тюмень. 1889 год. © / Public Domain

Совсем скоро закончится очередной учебный год. Школьники на все лето забросят в дальний угол учебники и тетради, а их родители будут с опаской ждать, какие еще нововведения появятся за время долгих каникул в системе образования.

«Россия - страна с непредсказуемым прошлым». Кто это сказал первым, доподлинно неизвестно. Но потом эту мысль повторяли бесконечно. И оспорить ее трудно. Сколько раз переписывали у нас историю, подгоняя прошлое под текущий момент.

Возьмем образование. В советское время каждый знал, что при царизме в России народ сплошь был неграмотным и бесправным, а учителя и школы бедствовали. И только после революции все стало замечательно.

Потом начались перестройка, гласность, а с ними - и очередной кульбит, стали объяснять, что как раз советское образование было идеологизированным и потому ущербным, а вот при царизме-то оно и было образцовым.

Какой же на самом деле была школа в начале прошлого века? И не в Санкт-Петербурге или Москве, а у нас, в то время глубоко провинциальной Тюмени. Об этом мы поговорили с тюменским ученым, доктором исторических наук, профессором Валерием Кружиновым.

Брали не всех

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: В начале двадцатого века в Тюмени, уездном городе Тобольской губернии, проживало чуть более 30 тысяч человек. А сколько было средних учебных заведений?

Валерий Кружинов: Три: Александровское реальное училище, открытое в 1879 году, женская гимназия, действующая с 1904 года, и частное коммерческое училище братьев Колокольниковых, созданное в 1910 году. В них обучались около 1,5 тысячи детей. Это не более десяти процентов тюменских мальчиков и девочек школьного возраста. Среди причин, сдерживающих развитие среднего образования в городе, главная - недостаточное государственное и муниципальное финансирование. Скажем, в бюджете гимназии доля государственных поступлений обычно не превышала 7–8 процентов, а вложений городской думы – 15-20 процентов расходов учебного заведения. В результате главным источником доходов была плата учащихся. Она составляла от 40 до 60 рублей в год и была «неподъемной» для основной массы горожан. Так что почти все деньги средней школы уходили на содержание учебных зданий, оплату труда педагогов и обслуживающего персонала. На развитие средств не хватало.

Справка
До 1 тыс. 800 рублей в год зарабатывал учитель тюменской школы в начале 20 века. Ученика за нарушение дисциплины могли отправить в карцер.

- В то время дети начинали учиться так же, как сейчас, в семь лет?

- Попозже. В первый класс дети шли в 9-11 лет. Во всех средних учебных заведениях города был установлен семилетний срок обучения, соответственно, в 16-18 лет они выпускались, изучив за это время более двадцати учебных дисциплин.

- В среднюю школу брали всех, кто мог заплатить за обучение?

- Нет. Отбор учащихся в первый класс проходил по результатам вступительных экзаменов: сдавали Закон Божий, арифметику, русский язык. Подготовка к ним обычно велась в приготовительном классе и тоже была платной. Причем Закон Божий занимал особое место. Он преподавался во всех классах и выполнял не только нравственные, но и идеологические функции. И при инспекторских проверках этой стороне образовательного процесса уделялось особое внимание. Здесь любые отступления от установленных норм считались «серьезными упущениями». Так, к примеру, в 1907 году была оценена преподавательская работа учителя рисования Александровского реального училища Кузьмина, который в течение учебного года «не предложил учащимся отразить библейские сюжеты в своих рисунках». Такое же замечание было высказано в адрес учителя-физика Багаева, который обычно выходил из учебной аудитории во время традиционной школьной молитвы.

Гимназистки сидели дома

- Школа того времени, судя по художественной литературе, отличалась непомерной строгостью. Вроде даже что-то похожее на комендантский час должны были соблюдать школьники. Это преувеличение?

- Начнем с того, что на занятия учащиеся обязаны были приходить в установленной форме: девочки - в коричневом платье и черном переднике, мальчики - в школьном мундире темно-серого цвета. Ученикам запрещалось кричать, драться и, естественно, курить. Специальными инструкциями регламентировалось поведение учащихся и вне школы. Особой жесткостью отличались правила женской гимназии. Гимназисткам, например, запрещалось выходить из дома после 8 часов вечера, сидеть на скамьях возле магазинов, посещать кинематограф, праздничные вечера в военном клубе. Посмотреть спектакль в театре ученицы могли только с разрешения начальницы гимназии. Такими же строгими были и правила поведения учащихся реального училища. Ученика за нарушение дисциплины могли отправить в карцер, снизить ему оценку за поведение на два балла или исключить из училища.

Музыкальное образование в интерьерах XIX века.
Музыкальное образование в интерьерах XIX века. Фото: музей-заповедник «Старая Сарепта»

- В то время в российском обществе уже началось брожение. Школы Тюмени как-то среагировали на события первой русской революции?

- Конечно. События 1905-1907 годов заметно повлияли на среднюю школу Тюмени. Был нарушен устоявшийся уклад жизни, наметилось противостояние части учеников властям и школьному начальству. Так, 16 октября 1905 года группа учащихся реального училища приняла участие в первой в городе политической демонстрации, после которой отказалась посещать занятия, поддержав таким образом железнодорожников и связистов, проводивших в те дни забастовку. Кроме того, учащиеся составили петицию и передали ее директору училища. Они потребовали расширения курса новейшей литературы, отмены дисциплинарных взысканий, введения элементов самоуправления, права на организацию кружков самообразования и собраний без контроля администрации, свободного посещения театров, концертов и т.д.

Администрация училища пошла на уступки: отменили «отсидку» в карцере, разрешили проводить собрания учеников, посещать кинематограф и театр. И 21 октября занятия в училище возобновились.

Но постепенно ученическое движение утратило первоначальную целостность. Если основная масса учащихся по-прежнему оставалась на позициях чисто академических требований, другая начала связывать обновление системы образования с изменениями в политическом строе страны. К этому привели и растущая политизация общественной жизни, и непоследовательность школьной администрации, отказавшейся от ряда своих данных ранее обещаний.

В школах 19 в учили бальным танцам. Это искусство начинает входить и в нашу жизнь.
В школах 19 в учили бальным танцам. Это искусство начинает входить и в нашу жизнь. Фото: Музей им. П.В. Алабина

Учителя не бедствовали

- На свою маленькую зарплату при колоссальной учебной нагрузке учителя жаловались и в советское, и в постсоветское время. Скажите, у преподавателей средней школы эпохи царизма это тоже было проблемой?

- Зарплата преподавателей в средних учебных заведениях города зависела от многих факторов. Например, для учителей реального училища был установлен оклад из расчета 75 рублей в год за один урок в неделю. Таким образом, если педагог проводил в неделю 12 уроков, а это была обычная учебная нагрузка, его зарплата составляла 900 рублей в год. То есть 75 рублей в месяц. Много это или мало? Для сравнения: в 1908-1914 годах неквалифицированный рабочий в Тюмени зарабатывал 15-25, а квалифицированный - 40-50 рублей в месяц.

Кроме того, учителя получали надбавки к окладу за пятилетнюю выслугу в системе народного просвещения и «сибирскую службу», а также вели «дополнительные» уроки - занятия по «не основному» предмету. Они оплачивались из расчета 60 рублей в год за один урок в неделю. Отдельно начислялись доплаты за проведение опытов по физике и естественной истории - ботаника, зоология, за классное наставничество и т.д. В результате при 12 основных и 10 «дополнительных» уроках в неделю и различных надбавках учитель реального училища мог заработать до 1 тыс. 800 рублей в год. Наиболее квалифицированным педагогам устанавливалось повышенное жалование - до трех тысяч рублей в год. Немногим выше были оклады учителей коммерческого училища. Однако в женской гимназии они составляли 700-1200 руб. в год.

Зарплата обслуживающего персонала была в 2-8 раз ниже учительской. Например, в коммерческом училище кочегар получал 45 рублей, дворник - 35, а вахтер - 25 рублей в месяц. Так что преподавателей средней школы Тюмени по уровню материальной обеспеченности, питанию, жилищным условиям вполне можно было приравнять к мелкой и средней городской буржуазии. И если они и проявляли оппозиционность по отношению к правящему режиму, то почти исключительно в рамках либеральных представлений.

Валерий Кружинов
Родился в 1947 году. Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Тюменского госуниверситета. Он автор более 200 публикаций по истории Тюмени, Урала, Западной Сибири и историческому краеведению. Более 20 лет входит в Совет по топонимике при главе администрации Тюмени.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как отдыхаем в мае 2019 года?
  2. Можно ли садить прошлогодние семена?
  3. Какие тарифы за мусор установлены в Тюменской области?
Где вы планируете провести отпуск?