aif.ru counter
Сирень Бабаева 0 2436

Новогоднее безумие. Как покупателей завлекают в ТЦ перед праздниками

Ажиотаж, связанный с покупкой продовольственных и промышленных товаров, есть и вряд ли когда-то исчезнет.

Если в одном магазине нам обещают сюрприз и море положительных эмоций, то мы пойдем туда, нежели в соседний, с таким же ассортиментом.
Если в одном магазине нам обещают сюрприз и море положительных эмоций, то мы пойдем туда, нежели в соседний, с таким же ассортиментом. © / pixabay.com

Чем ближе Новый год, тем больше народу в торговых центрах и магазинах. Все мечутся в поисках подарков, скидок и распродаж. И часто, отправляясь за одной бутылкой шампанского, выходят из ТЦ с пятью огромными пакетами покупок.

Почему именно в преддверии Нового года начинается потребительский ажиотаж, как обманывают покупателей и когда бывают реальные скидки, «АиФ-Тюмень» узнал у доцента кафедры «Торговое дело» Тюменского индустриального университета, кандидата экономических наук Алены Габудиной.

На поводу у рекламы

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Почему именно в Новый год начинается такой ажиотаж на рынке? Работает поверье: как встретишь, так и проведешь?

Алена Габудина: У нас в стране Новый год - это один из главных праздников. И, действительно, бытует мнение, что, как его встретишь, так и проведешь. Поэтому все стремятся богато накрыть на стол, хорошо встретить праздник. К тому же есть традиция дарить друг другу подарки. Потому ажиотаж, связанный с покупкой продовольственных и промышленных товаров, есть и вряд ли когда-то исчезнет.

- Но ведь такое безумие перед Новым годом было не всегда?

- Разумеется, сейчас рыночная экономика, и мы уже не просто по собственной инициативе что-то покупаем к празднику, нам многое навязывают. Торговые центры, производители, Интернет-магазины, - все стремятся заработать на празднике и усилить спрос. Происходит сильное стимулирование потребителей, чтобы именно в определенный магазин, торговый центр зашло как можно больше покупателей и приобрели их товары. Часто реклама настолько навязчивая, что люди совершают покупки необдуманно, «на автомате».

Часто реклама настолько навязчивая, что люди совершают покупки необдуманно, «на автомате».
Часто реклама настолько навязчивая, что люди совершают покупки необдуманно, «на автомате». Фото: pixabay.com

Такой ажиотаж - это веяние последних лет, результат взращивания потребительского общества. В советские годы подобного предновогоднего безумия не было, хоть и было принято также накрывать богатый праздничный стол. Безусловно, тогда и не было такого количества товара, выбора, но и психология покупателей была другая. Если говорить о 90-х годах, то в это время традиция «скупить все» начала зарождаться, но периоды дефицита, экономических сложностей не позволили «захватить» покупателя. Последние десять лет потребительский спрос культивируется очень сильно, и люди на него ведутся.

- Выгода продавцов очевидна, а насколько выигрывают от таких покупок потребители?

- Покупатели выигрывают в меньшей степени. Нам не всегда нужно то, что мы купим. Мы идем на поводу у рекламы, верим в акции, распродажи и кладем в корзину порой то, что на самом деле нам и не нужно. К тому же не все продавцы бывают с нами честны. Нередко распродажи и акции - не более чем рекламный ход, а стоимость товара даже выше обычного, либо скидка незначительна. Соответственно покупатели в этот период всегда тратят больше денег.

Выгоду в этом обилии предложений найдет тот, кто готовился к предновогоднему ажиотажу, изучил цены. Товары по акции, с реальными скидками, тоже есть. Но пока ситуация такова, что больше выигрывают продавцы и производители, которые стремятся сбыть свой товар по максимуму, нежели покупатели.

- Как определить, реальная скидка или это обман?

- Тут покупателю придется потрудиться. Нужно «мониторить» цены до распродажи. Недели за две присмотреть желаемый товар и наблюдать за тем, как будет меняться его стоимость. Так действительно можно понять: выгодна будет покупка или нет, ведь часто цена в день распродажи становится выше, чем была.

Согласно статистике, 14% товаров в дни распродаж на самом деле продают совсем не по обещанной низкой цене, по факту этот процент еще выше, особенно в нашей стране. В Америке, родоначальнице той же Черной пятницы, такие игры с покупателями не прокатят. Для них это событие национального масштаба и скидки действительно могут достигать 90%. Люди этого ждут, совершают покупки и, если окажется, что цена не соответствует заявленной скидке, подадут в суд и выиграют.

В наших магазинах подвоха много, и это не только те прецеденты, когда поверх старого ценника заклеили новый с более высокой стоимостью, но и случаи, когда хороший товар на момент акций просто убирают с прилавков, пытаются сбыть залежалые.

Заметить обман можно, если только следить за ценами. В противном случае нужно быть готовыми к тому, что вас немножко обманут.

«Звездный час»

- Почему продавцы именно перед Новым годом готовы скидывать цену?

- Для них важен не только показатель прибыли, но и объема продаж. Сейчас на рынке очень много однообразных товаров, однотипных магазинов, продавцам надо как-то переманить покупателя к себе, вот придумывают различные ухищрения, не только скидывают цену, но и дарят подарки, обещают дополнительные бесплатные услуги. Важна и атмосфера. Если в одном магазине нам обещают сюрприз и море положительных эмоций, то мы пойдем туда, нежели в соседний, с таким же ассортиментом. Закон экономики таков: чем больше покупателей, тем больше продаж и, соответственно, прибыли.

Такого праздника, когда покупают подарки всем и все, в году больше нет.
Такого праздника, когда покупают подарки всем и все, в году больше нет. Фото: pixabay.com

Предновогодний период - это самое лучшее время для продавцов. Ведь такого праздника, когда покупают подарки всем и все, в году больше нет. Гендерные 23 Февраля и 8 Марта хоть и популярны, но дают половину продаж, потому что мужчины покупают женщинам, и наоборот. Другие праздники так масштабно не отмечают. Поэтому продавцы понимают, что второй такой возможности столько заработать у них в этом году больше не будет и пользуются всеми возможными методами маркетинга, экономики, чтобы сделать максимальную прибыль.

- В каких сферах больше всего зарабатывают на Новом году, а кто остается в стороне от праздника жизни?

- На первом месте продуктовые магазины. Стол всегда накрывают богато и стараются купить хорошие продукты. К тому же закупаются продуктами сразу на несколько дней вперед, ведь праздники длинные, поэтому продуктовые никогда не остаются без прибыли. На втором - по статистике парфюмерные магазины. Замыкают тройку лидеров магазины бытовой техники, электроники. Но в них не столько подарки покупают, сколько для себя технику.

В преддверии Нового года закупаются продуктами сразу на несколько дней вперед.
В преддверии Нового года закупаются продуктами сразу на несколько дней вперед. Фото: pixabay.com

Во многих организациях декабрьскую зарплату дают в конце месяца, и у людей образуется некая сумма денег, которую они хотят потратить на то, что давно планировали: телевизор, стиральная машина, посудомоечная машина. А в период скидок и акций вкупе с предновогодним настроением, самое время совершить планируемую покупку.

В плюсе в этот период и отрасль развлечений. Кафе, бары, ночные клубы, детские развлекательные центры - у всех рост прибыли. Звездный час и у работников сферы красоты.

В стороне остаются продавцы специфичных товаров, к примеру, вряд ли все побегут покупать зимой кондиционер, пусть и со скидкой. Как бы ни старались, не получается создать ажиотаж у продавцов мебельных магазинов. Не будут покупать как мандарины и такие крупные товары, как машины.

- Правда ли, что реальные скидки на ту же самую бытовую технику бывают в январе?

- Да, в случае с бытовой техникой, электроникой есть смысл приберечь деньги до января. Продавцам хочется сбыть «прошлогоднюю» технику, ведь она сейчас устаревает очень быстро, и надо закупать новую. В этот период скидки на бытовую технику и электронику как раз бывают реальные. К тому же в январе предновогодний ажиотаж уже спадает, но идут каникулы, когда многие развлекаются в торговых центрах и на волне праздничного настроения готовы тратить деньги.

- Есть ли особенности российского предновогоднего ажиотажа по сравнению с европейским?

- Да, европейский он все же предрождественский, они Новый год не празднуют так, как мы. Пик покупок у нас приходится на последнюю неделю декабря. Люди в приподнятом настроении, а в таком состоянии покупки всегда совершаются легче, легче достаются деньги из кошелька.

В приподнятом настроении покупки совершаются легче.
В приподнятом настроении покупки совершаются легче. Фото: pixabay.com

В остальном больших отличий нет, в том числе и потому что в нашей стране много мировых торговых сетей, наполнение, оформление, стандарты работы которых не отличаются от мировых. Да, они работают с поправкой на наш менталитет, но основные принципы сохраняются. Весь мир уже стал большой единой торговой сетью. На крупные торговые центры, магазины равняются и мелкие, которые тоже хотят быть «как взрослые» и устраивают также распродажи, проводят акции, делают подарки.

Торговый центр в новогодние праздники.
Торговый центр в новогодние праздники. Фото: pixabay.com

В ожидании

- Меняется ли как-то психология потребления? Пенсионеры жили в эпоху дефицита и привыкли делать запасы, а молодежь что имеет, то и тратит?

- Психология потребления меняется очень сильно и не только в сравнении с разными поколениями, но и с возрастом каждого человека. Сейчас пик потребления всего и про запас проходит. Люди понимают, что не надо тратить деньги на все подряд, не нужны пятые сапоги, вторая шуба, приходит понимание того, что удовольствие приносят не только товары, но и эмоции. Поэтому все чаще люди начали покупать эмоции: путешествия, развлечения. Конечно, молодежь не понимает покупок впрок, не может понять, как может не быть гречки и соли. Старшее поколение тоже от этого постепенно отходит, но пока в них все же есть привычка покупать «про запас», и на них как раз рассчитаны акции типа «купи два - третий в подарок».

Что касается культуры потребления, то она меняется в лучшую сторону, мы становимся более требовательными, избирательными, разбираемся в качестве товара, и торговые сети, центры вынуждены подстраиваться под покупателей.

- А как меняется предновогодний чек? Ведь в целом все чаще говорят о том, что жить становится тяжелее, при этом по последним данным в этом году россияне готовы потратить на празднование Нового года 30 тысяч рублей.

- В разных регионах экономическая ситуация разная, где-то более стабильная, где-то менее. К тому же растут и цены. Поэтому, если несколько лет назад достаточно было 20 тысяч, то сейчас 30 тысяч - средняя сумма, которая позволяет и стол накрыть, и сделать небольшие подарки.

Тратить будут те, у кого хороший заработок.
Новогодний подарок. Фото: pixabay.com

В этом году покупательская способность все же немного снизится, потому что многие в ожидании того, что будет в 2019 году. Повышение цен, налогов, которые нам обещают с нового года, вводит большинство людей в волнение, и многие предпочитают попридержать деньги, а не потратить все на праздник. Многие «замерли» в ожидании, поэтому тратить будут те, у кого хороший заработок, все стабильно на работе и есть уверенность в завтрашнем дне.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Что можно есть в Великий пост?
  2. Какая температура должна быть в квартире, детском саду и школе?
  3. Какие тарифы за мусор установлены в Тюменской области?
Вы соблюдаете Великий пост?